Пешеходные дорожки и подъездные дороги

Покрытие пешеходных дорожек и подъездных дорог должно и зимой, и летом обеспечивать комфортное передвижение. Для дорожного покрытия традиционно используют асфальт, бетон или же уплотняют грунт гранитным песком и щебнем. Профиль пешеходных дорожек и подъездных дорог должен соответствовать рельефу той местности, где они прокладываются и учитывать все характерные изменения рельефа. Профили дорог могут быть односкатные или двухскатные. Сток воды на таких дорогах происходит или в одну, или в обе стороны. Средняя часть дороги двухскатного профиля находится немного выше ливнеотводящих лотков, поэтому на ней вода не задерживается. При использовании односкатного профиля одну сторону дороги выполняют на уровне ливнестоков, а другую выше. В результате чего во время дождя поперек дорожного полотна постоянно текут ручьи к низкой стороне.

Пешеходные дорожки и подъездные дороги на местности, имеющей сложный рельеф, обустраиваются таким образом, чтобы изменения рельефа повторялись вдоль их осевой линии в немного сглаженном виде. Поэтому высокие места, расположенные по траектории подъездных дорог, срезают, а большие выемки подсыпают. При этом дорожки для пешеходов не должны иметь очень больших уклонов. В случае необходимости на пешеходных дорожках выполняются ступени. Лестницы рекомендуется закладывать с крутизной не больше 1:2,5 при размере ступеней 14х32 сантиметров и не больше 1:3,5 при размере ступеней 12х40 сантиметров. В одном марше должно быть не больше четырнадцати ступеней. При необходимости между маршами делают площадки.

Дорожные покрытия. Дорожное полотно по традиционному методу выполняют следующим образом. Сначала срезают растительный грунт, потом выполняют подсыпку из гранитного отсева и щебня, а сверху укладывают дорожное полотно. Сейчас для подъездных дорог и дворовых дорожек существует огромный выбор тротуарных плиток. С помощью тротуарной плитки любой территории можно придать ухоженный и законченный вид, существенно повысив комфортность перемещения. Применение плитки предотвращает эрозию почвы, а еще существенно уменьшает количество образующейся пыли. Мощение тротуарной плиткой в отличие от асфальтового покрытия является экологически безвредным, поскольку при нагревании не выделяет веществ, опасных для нашего здоровья. Поэтому использование тротуарной плитки становится все более популярным.

Плитка может иметь самую разнообразную форму. На отечественном рынке самыми популярными являются плитки «Клевер», «Универсал», «Волна-Н», «Чешуя». По цвету самые популярные красные и серые плитки. Следует отметить, что производство тротуарной плитки налажено сейчас во всех регионах, поэтому ее практически не экспортируют.

Залогом качественной укладки тротуарной плитки служит правильно подготовленное основание. Чаще всего для основания используют гравийно-песчаную подушку (песок 3,5 см, гравий 12-15 см). Иногда для очень сложных условий делают бетонное основание (цементно-песчаная смесь, при изготовлении которой на каждый кубический метр песка используют 100-150 килограммов цемента). Площадку в любом случае необходимо правильно спланировать и очень строго выдерживать уклоны и уровни для стока дождевой воды.

Каждый слой гравийно-песчаного основания должен быть выровнен с помощью специальных реек и хорошо уплотнен (обычно для этого используют вибротрамбовку). К укладке плитки следует приступать только после выполнения всех подготовительных работ. Между плитками обязательно надо оставлять швы шириной до пяти миллиметров, которые потом засыпаются сухим речным песком. Эти швы нужны для того, чтобы талая или дождевая вода не оставалась на поверхности покрытия, а просачивалась в грунт. В слой песка плитку уплотняют, постукивая по ней резиновой киянкой.

Устройство дорожного полотна значительно упрощает использование подстилающей основы, изготовленной из геотекстильного полотна. Это полотно появилось сравнительно недавно. Особенно целесообразно использовать этот материал на участках с очень сложным рельефом.

Геотекстиль представляет собой нетканый материал. Его используют в дорожном строительстве, землеустройствах, дренажных системах и противоэрозионных сооружениях. Этот уникальный материал на отечественном рынке представляет несколько изготовителей, поэтому он может иметь разное название (Тураг, дорнит и пр.). Основу геотекстильного полотна составляет бесконечное количество полипропиленовых волокон, которые получают иглопробивным способом. Благодаря этому структура данного материала гарантирует отличные прочностные и эксплуатационные характеристики. Геотекстиль является изотропным материалом. Его свойства во всех направлениях одинаковы, поскольку он изготавливается с очень высоким уровнем однородности.

Геотекстиль в дорожном полотне служит для разделения слоев, что позволяет перераспределить напряжение, возникающее в основании дороги, а еще увеличить устойчивость полотна и его несущую способность. Среди уникальных свойств геотекстиля можно назвать:

  • Большое удлинение при разрывах (зависит от плотности материала и может составлять до 45%), т. е. местные повреждения не становятся причиной разрушения материала и он сохраняет свои функции.
  • Высокий модуль упругости, который позволяет материалу воспринимать высокие нагрузки, осуществляя функцию армирования при сравнительно небольших деформациях.
  • Универсальную фильтрующую способность материала, обусловленную его специфической структурой, исключающей засорение пор путем внедрения в них небольших частиц грунта. Таким образом обеспечивается устойчивость фильтрующих способностей материала при сильных вибрациях и под давлением грунта.
  • Высокую сопротивляемость прокалыванию и разрыву, что особенно важно при укладке.
  • Экологическую чистоту, отсутствие выделений каких-либо побочных продуктов, стойкость к ультрафиолету.
  • Материал не повреждается грызунами, не прорастает сорняками, устойчив к щелочным и кислотным воздействиям.

Геотекстиль укладывается в основание дорожного полотна по очень простой методике, показанной на рис. 8. Поставляют его в рулонах, поэтому при укладке особых трудностей не возникает. Единственное требование – ровное основание дороги. Отдельные полотнища укладываются внахлест. Геотекстильное полотно предотвращает смешивание верхних слоев щебня и мелких частей подосновы, а это способствует сохранению целостности всей конструкции дорожного полотна.

Использование геотекстиля в дорожном покрытии

Его несущая способность существенно увеличивается, поскольку геотекстиль препятствует вдавливанию щебеночной подсыпки в мягкие слои подосновы и распределяет нагрузку. В результате на дорожном покрытии не образуются выбоины, характерные для дорог без геотекстильного полотна (рис. 9). В дорожном покрытии, выполненном без геотекстиля, мелкие частицы грунта, которые проникли в верхний слой, действуют подобно губке, расширяющейся при замерзании. Чистота слоя щебня, отделенного геотекстилем, благоприятно сказывается на состоянии дорожного покрытия в зимний период при воздействии низких температур.

Деформация дорожного полотна под нагрузкой

Использование геотекстиля в качестве подосновы позволяет выполнять дорожные работы при любых погодных условиях, что способствует значительной экономии времени. За счет уменьшения толщины щебеночной подсыпки значительно снижаются затраты на укладку дороги.